Существует множество мифов о том, что такое гомеопатия, когда и где она появилась. Можно услышать самые разные мнения, причем, к сожалению, даже от врачей, весьма грамотных специалистов в своей области. Кто-то считает, что гомеопатия – это лечение травами, другие уверяют, что это — лечение опасными ядами, а встречалось нам и такое представление, что знания о гомеопатии получены избранными от инопланетного разума, поэтому простому смертному здесь и не разобраться.
Между тем любой добросовестный студент в медицинском ВУЗе узнает, что принципы гомеопатии и аллопатии родились одновременно, их законы развились из одного ростка, и основоположник у них один – древний ученый, философ, врач Гиппократ, а развил его идеи и основал гомеопатию как медицинскую науку немецкий врач – Самуэль Ганеман.
В V веке до нашей эры Гиппократом закладываются основы клинической медицины как науки. Именно он считается «отцом медицины» и по прошествии 2500 лет врачи работают, опираясь на его фундаментальные принципы. Гиппократ провозгласил индивидуальный подход к каждому пациенту, утверждал, что лечить следует больного, а не болезнь и завещал: "Не навреди больному". Им сформулированы эталоны высочайших этических норм для каждого врача на все времена. Он же впервые сделал попытку сформулировать "географические принципы" медицины, т.е. определил предрасположенность человека к тем или иным заболеваниям согласно климатическим условиям и природной конституции человека.
Гиппократ выделил два подхода, ведущие к выздоровлению больных: "Similia similibus curentur" («подобное лечится подобным») и "Contraria contrarius curentur" («противоположное лечится противоположным»). Взяв за основу и развив второй принцип, последователь Гиппократа Клавдий Гален (131-201 года нашей эры), объединил множество систем и суждений разных медицинских школ, заложив научный подход в медицине. А основной принцип гомеопатии «подобное лечится подобным» был отодвинут еще на 1500 лет.
Первыми революционерами классической медицине стали Парацельс (1493-1541) и Ганеман (1755-1843).
Как любой первопроходец, Парацельс не был поддержан своими современниками. Его медицинские идеи не принимались коллегами, и в то же время поразительные исцеления его пациентов были очевидны. Он стал основоположником реформаторского учения о единстве Макрокосмоса и Вселенной с Микрокосмосом и Человеком; учения об общности протекающих химических процессов. Была проведена параллель между Вселенной и человеком. Парацельс сформулировал космические принципы медицины: «Человеческая природа самая совершенная и потому царствующая на Земле, она включает в себя элементы прочих земных царств — животного, растительного и минерального. Поэтому в каждом из этих царств человек должен искать источник исцеления от тех или иных заболеваний».
Два века спустя мир узнал о немецком ученом, враче, химике, математике, философе, лингвисте — Самуэле Фридрихе Христиане Ганемане (1755—1843). Ганеман получил медицинское образование сначала в университете в Лейпциге, а потом в Вене. После окончания университета Ганеман занимался лечебной практикой несколько лет, в результате чего был разочарован в возможностях медицины.
Этот ученый знал почти все европейские языки и несколько древних, что позволило ему изучить сочинения Гиппократа. Особенный интерес у него вызвал принцип "подобия". Ганеман не пошел по пути учения Галена, так как видел, что борьба с симптомами (т.е. следствием заболевания) дает временный успех, чаще заболевание усиливается и углубляется. Кроме того, прием лекарств в больших дозах часто вызывал отравления или обострения заболеваний. Ганеман ввел собирательные термины "аллопатия" (от греч. allos — "иной", pathos — "болезнь"), т.е. воздействие средствами иными, нежели природа самого заболевания, и "гомеопатия" (от греч. homios — "подобный", pathos — "болезнь"), т.е. использование малых доз такого лекарства, которое в больших дозах может вызвать симптомы, подобные симптомам данного пациента. Например, наперстянка очень токсична для сердца, а в гомеопатических разведениях – необходимый препарат при сердечной недостаточности. Опиум в обычной дозировке снотворное, в микродозе — средство против сонливости.
Экспериментальные науки еще не были созданы, и Ганеман испытывал лекарства, о которых читал, на себе, своей семье (включая 5-ых детей) и на единомышленниках. На определенном этапе произошло знаменательное событие, которое резко изменило жизнь самого Ганемана и явилось поворотным пунктом в истории медицины.
Изучая свойства хинной коры и исследуя ее на себе в принятых тогда лечебных дозах, Ганеман неожиданно пережил болезненные расстройства, схожие, если не сказать идентичные, картине малярии, которую он до этого сам перенес. У него развилась типичная периодическая лихорадка. Не заметить этого было нельзя. Этот факт произвел на Ганемана большое впечатление. Врожденное чувство гармонии и философский склад ума требовали поиска закономерности, и такую закономерность ученый нашел. Ему стало ясно, что хина потому заняла исключительное положение в лечении малярии, что способна вызвать такую же картину, как само заболевание. Это сопоставление стало для Ганемана принципом выбора лекарств для лечения и других болезней.
Годом рождения гомеопатии считается 1776, когда Ганеман опубликовал статью "Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ", в которой впервые были изложены принципы гомеопатии, а именно: 1) Лечить подобное подобным, т.е. назначать то лекарство, которое само способно вызвать такие же симптомы у здорового человека; 2) использовать только очень малые дозы лекарств, подвергнутых динамизации, или потенцированию; 3) определять свойства лекарств путем испытания их действия на здоровых людях. В 1810 году вышел в свет основной труд Ганемана — «Органон врачебного искусства», который и по сей день остается настольной книгой каждого врача-гомеопата. Врачебная практика Ганемана длилась более полувека. Он успел многое, у него были ученики и последователи. Все они испытывали лекарства на себе и проверяли результаты на практике. Ганеману принадлежат крупные научные идеи относительно закономерностей развития болезней и лечения, относительно связи между человеком и внешней средой. Для гениального врача-ученого главным была практика, а его развитая интуиция находила гармонию между раскрывающимися новыми феноменами.
Ганеман переходил все к меньшим и меньшим дозам, коллеги отказывались это понимать. Еще при жизни Ганемана австрийское научное общество приняло решение прекратить популярность гомеопатии. В Париж был послан самый талантливый ученый австрийского научного общества, молодой Константин Геринг. Ему было поручено вникнуть в учение Ганемана, найти самые уязвимые места и нанести сокрушительный удар. Первую половину поручения Геринг выполнил в полной мере, а во второй половине своей миссии поступил наоборот — он стал одним из наиболее ярких последователей Ганемана. В частности, он сформулировал универсальные законы, по которым идет выздоровление
Для осуществления своих планов Герингу пришлось покинуть Европу. Он переехал в Америку и положил начало американской ветви гомеопатии. Ее существенной особенностью явилось то, что в основе были поздние идеи Ганемана, самые смелые и оказавшиеся недоступными для его последователей в Европе, а именно, применение самых высоких разведений лекарств.
Учение о гомеопатии пришло в Россию ещё при жизни Ганемана. Появление гомеопатии в Российской Империи исследователи связывают с именем доктора Карла Бернхарда Триниуса (племянник Ганемана), который в 1809 году прибыл в Санкт-Петербург в качестве врача герцогини Вюртембергской. В 1824 году доктор Триниус был назначен лейб-медиком Царской Семьи. Это был первый в России врач, который открыто объявил себя гомеопатом и прекратил применять аллопатию. Одними из первых стали использовать гомеопатию доктора Штегеманн и Бижель. В 1827 году доктор Бижель написал «Экзамен теории и практики по методу лечения доктора Ганемана», за который он был награждён орденом почётного Легиона. Многие из врачей-гомеопатов практиковали при дворе в качестве лейб-медиков цесаревичей, великих князей и других знатных особ. Во всех случаях переходу на гомеопатию предшествовало поразительное излечение от тяжелого недуга кого-то из близких, чему они оказывались свидетелями.
Эпидемия холеры вспыхнула в России в 1830 году. Трудности в лечении стремительно распространявшейся болезни и уносившей жизни людей подтолкнули врачей-гомеопатов на письменное обращение к С.Ганеману с просьбой указать наиболее важные гомеопатические препараты, подходящие для лечения холеры. Результат был превосходным, и с тех пор эти препараты использовались во всем мире во время эпидемий холеры.
Убедительно выглядят данные статистики по лечению холеры 1830-31 годов: 63% смертности при лечении обычными средствами и 11% — при лечении гомеопатическими препаратами.
Русский помещик Семен Николаевич Корсаков разработал метод приготовления гомеопатических лекарств, активно используемый всеми аптеками мира. Корсаков был больным человеком и из-за сильного воспаления суставов не мог двигаться. Гомеопатический препарат Ледум значительно облегчил состояние и позволил передвигаться без костылей. Это вдохновило его на изучение трудов по гомеопатии, и в течение 30 лет он успешно лечил крестьян в своем имении Тарусово под Москвой.
Владимир Иванович Даль (1801-1872) – известный врач и писатель, автор «Толкового словаря великорусского языка», получив медицинское образование, сначала оказался в лагере противников гомеопатии. В своих ироничных статьях он писал: «В основании своем гомеопатия есть бред, доказательства и ссылки ее – ложь и неправда»; «Гомеопатия есть презрительный шарлатанизм самого низкого разряда». Однако такое недоверие к гомеопатии было поколеблено, когда В.И. Даль в период своей службы в Оренбурге стал свидетелем и участником лечения тяжелого заболевания. И после этого тон Даля сильно изменился. В своем письме к Одоевскому он пишет: «Я убедился, что средства эти действуют, иногда удивительно скоро, сильно и спасительно». Даль лечил гомеопатическими препаратами собственного сына, и результат лечения превзошел его ожидания. Ему удалось убедить министра Перовского открыть гомеопатическое отделение на 50 коек в одной из больниц Нижнего Новгорода. Несколько лет главным врачом этой больницы был Карл Карлович Боянус (1818-1897) – известный гомеопат 19 века, написавший фундаментальный труд по истории гомеопатии в России.
Проникновению гомеопатии в северо-восточные губернии: Казанскую, Вятскую, Пермскую, Оренбургскую – содействовало местное священство. Пока ученые мужи находили все новые и новые аргументы «за» и «против», Церковь в лице своих предстоятелей приняла новый метод лечения. Святитель Феофан Затворник давал своим чадам лечебные советы по гомеопатии: «Поздравляю с приобретением гомеопатического доктора и с аптечкою. Теперь всем болезням конец», — писал он в одном из своих писем. В другом письме продолжает эту тему: «Но вы все болеете. Хотите прибегнуть к гомеопатии. Добре! Слышу, что крупинки многим помогают…». И такие советы святителя в письмах встречаются довольно часто. В жизнеописании святителя Игнатия Брянчанинова так описывалась его помощь крестьянам: «С 9 часов принимался за дела или выходил к Литургии, или осматривал производящиеся работы; принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от Владыки медикаментами (гомеопатией). Таких больных стекалось очень много; один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а Владыка отмечал, какое кому дать лекарство, число приемов и диету, если таковая оказывается нужной». Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине «многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя». Схиархимандрит Гавриил, чтимый старец Спасо-Елеазаровской пустыни, также давал больным капли и крупинки и, в итоге, многих вылечил от серьезных и трудных заболеваний. В 1873 году в журнале петербургских врачей-гомеопатов сообщалось: «Мы можем насчитать многие сотни священников Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний, которые с пользой занимаются этим делом и посредством лечебников оказывают спасительное пособие беспомощному сельскому населению».
1881 году в Петербурге открылась при Обществе последователей гомеопатии лечебница во имя Архангела Михаила. А 17 октября 1892 года состоялось торжественное освящение гомеопатической аптеки на Невском проспекте, где она находится и по сей день. Освящал аптеку святой праведный Иоанн Кронштадский, который сказал: «Ваш метод самый разумный и верный. Сама Божественная премудрость не нашла более верного средства к врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. Прежде Креста, смерти и Воскресения Своего Христос установил на все века для действенного врачевания грешного человечества величайшее Таинство Причащения Пречистого Тела и Крови Своей. Значит в Самом Богочеловеке пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда вашим всесильным помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего человечества».
В последующие два десятилетия гомеопатическая медицина в России заняла достаточно сильные позиции в обществе. Кульминацией сотрудничества Русской Православной Церкви и врачей-гомеопатов стал Первый Всероссийский съезд гомеопатов в Петербурге в 1913 году. Среди участников съезда было 118 священников и членов их семей. На съезде были делегации со всех концов страны. Председателем съезда избрали Х.Х.Роопа. Были заслушаны доклады Л.Е.Бразоля «Что такое гомеопатия», доктора медицины И.М.Луценко «Об официальной Российской гомеопатической фармакопее», «О лечении рака», Л.Д.Френкеля «К вопросу о кафедре гомеопатии в России». На съезде были рассмотрены очень важные вопросы развития гомеопатии в стране. В частности, обсуждался вопрос о создании Российской гомеопатической фармакопеи. В основу была положена фармакопея Швабэ, которую дополнили новыми средствами. На съезде приняли решение об организации гомеопатических курсов для фармацевтов и врачебном контроле за изготовлением гомеопатических лекарств. Таким образом, вопросы, которые волновали врачей-гомеопатов 100 лет назад, актуальны и поныне.
Российская гомеопатия, пройдя через огонь революции, в 1920 году организовала Всероссийское общество врачей-гомеопатов в Москве. Председателем стал Д.П.Соловьев. Общество занималось научными исследованиями в гомеопатии, изданием отечественной и зарубежной литературы, популяризацией гомеопатии среди медицинской общественности. В 1938 году в связи с репрессиями в Москве общество было распущено, а такие видные гомеопаты, как В.В.Постников и Д.Кегели скончались из-за болезней, полученных в тюрьме.
В 1958 году снова открылось Московское гомеопатическое общество. Председателем был избран В.И. Рыбак. Огромное значение в развитии гомеопатического метода сыграли такие врачи, как Н.М.Вавилова, С.А.Мухин, Т.М.Липницкий, В.И.Варшавский. Их работа отличалась высоким профессионализмом, эффективностью в лечении тяжелых заболеваний. Эти люди написали книги по гомеопатии, воспитали многих учеников, продолживших традиции своих учителей. Период с 1968 по 1974 можно считать одним из самых сложных для гомеопатии в России. Органы здравоохранения неоднократно старались закрыть гомеопатические поликлиники и кабинеты, проводили эксперименты в различных клиниках Москвы, сравнивая эффективность лечения аллопатическим и гомеопатическим методом. Только благодаря очевидным результатам лечения и объективности людей, участвовавших в эксперименте, удалось сохранить возможность использования метода в Москве и других городах СССР. В 1975 году по приказу министра здравоохранения снова был проведен эксперимент, по изучению эффективности гомеопатического метода в восьми клиниках города Москвы. И снова высокий профессионализм врачей помог отстоять метод. На Украине развитие метода стало возможным благодаря активной работе династии врачей-гомеопатов Поповых. Д.В.Попов и его дочь Т.Д.Попова организовали гомеопатическую помощь в Киеве, а в дальнейшем и на всей территории Украины.
В годы перестройки гомеопатия стала официально признанным методом лечения благодаря позитивному отношению Министерства здравоохранения. Был создан Федеральный центр по гомеопатии и традиционной медицине. Современная гомеопатия, как и всякая наука, развивается, используя наследие прошлого. Наиболее известны в современном мире гомеопатии новаторские идеи Яна Схолтена, Прафула Виджейкара и Раджана Шанкарана. Предложенные ими методики базируются на основополагающих законах и принципах гомеопатии, изложенных Ганеманом.
В статье использованы материалы книги проф. А.М. Бутенина «Гомеопатия и православие»;
Рыбакова С.Н. Гомеопатия в России // «Русский Дом», 2003, № 2).